ОРКСЭ
Эмблема школы

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

"Средняя школа № 95"

город Красноярск

Фотография фасада школы со стороны главного входа

ОРКСЭ

 

                                                                                                                                                        

ОРКСЭ.

  

1. Информационный раздел.

 

Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ - учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента.

 

Список модулей:

  • "Основы православной культуры",

  • "Основы исламской культуры",

  • "Основы буддийской культуры",

  • "Основы иудейской культуры",

  • "Основы мировых религиозных культур",

  • "Основы светской этики".

Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Комплексный курс "Основы религиозных культур и светской этики"

 

C 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации был введен курс "Основы религиозных культур и светской этики" (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.

В течение 2010-2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществлялось в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса. С 2012/13 учебного года курс ОРКСЭ становится обязательным во всех общеобразовательных учреждениях РФ и предложен к изучению в 4 классе с начала учебного года, на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы (Приказ Министерства образования и науки №74 от 01 февраля 2012 г.).

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.

Родители (законные представители) обучающихся могут выбрать один из модулей для обучения своего ребенка.

По месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета "Окружающий мир", с которым знакомятся учащиеся начальной школы. Курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы.

 

Курс включает 6 модулей-учебников: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Все модули согласованы между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы.

 

Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций.

 

Учебники издательства "Просвещение" (серия "Школа России") одобрены Межведомственным координационным советом при Минобрнауки России, успешно прошли экспертизу в РАН и РАО на соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего и основного общего образования, включены в Федеральный перечень учебников.

 

Учебники:

  • Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

  • Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

  • Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

  • Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

  • Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

  • Шемшурина А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

 

Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

 

С более подробной информацией о введении и изучении курса "Основы религиозных культур и светской этики" можно ознакомиться на сайте издательства Просвещение >>.

Курс "Основы религиозных культур и светской этики" вводится в учебный процесс в 4 классе.

Этот период обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.

(По материалам сайта издательства Просвещение)

 

Сайт Издательства Просвещение "Основы религиозных культур и светской этики" http://old.prosv.ru/umk/ork/default.aspx

 

Законодательная база:

    • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования "О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ" от 31.03.2015 г. № 08-461 (скачать <).

Локальные и нормативные акты:

    • План мероприятий по обеспечению добровольности выбора родителями (законными представителями) модуля курса ОРКСЭ для изучения детьми в 2023-2024 учебном году в МБОУ СШ № 95 г. Красноярска (скачать <).

Родительское собрание по выбору курса ОРКСЭ (от 12.03.2022 года в 11 ч. на платформе Zoom по теме: "Преподавание в 4-х классах комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)" в 2022-20233 учебном году". (ссылка на собрание будет разослана через электронный журнал).) 

  • Информация о преподавании в 4-х классах МБОУ СШ № 95 комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)" в 2022-2023 учебном году (скачать <).

Методические рекомендации:

    • Презентация "Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" (скачать <).

    • Презентация "Актуальные вопросы реализации курса "Основы религиозных культур и светской этики" (3 этап) и введения образовательной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в системе общего образования Красноярского края" (скачать <).

    • Презентация "Об организации преподавания модуля "Основы православной культуры" в рамках предмета "Основы религиозных культур и светской этики" (скачать <).

    • Проект текстового оригинала брошюры для родителей "Основы религиозных культур и светсокй этики" (скачать <).

 Полезные ссылки по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (скачать <).

Примеры разработак и презентаций уроков:

  • План урока "Нравственный поступок", учитель Русак М.В. (скачать <).

  • Презентация к уроку "Нравственный поступок", учитель Русак М.В. (скачать <).

 

2. Просветительский раздел.

Курс ОРКСЭ будет носить светский характер: у всех модулей единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыке, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами проработаны межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для учащихся 4 классов.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

 

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление веры в Россию;

  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

 

3. Образовательный раздел.

 

Новости с урока по теме "Нравственный поступок":

 

Ход урока "Нравственный поступок" 1.     Ход урока "Нравственный поступок" 2.     Ход урока "Нравственный поступок".

 

Дата последнего обновления страницы 19.04.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения