Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Ссылка на раздел "Пилотная площадка" (ОВЗ) (смотри по ссылке) <>>
Ссылка на раздел "Проект "Доступная среда" (смотри по ссылке) <>>
Ссылка на раздел "Инклюзивное образование" (смотри по ссылке) <>>
Ссылка на раздел "Доступная среда" (смотри по ссылке) <>>
Обеспечение адаптивности и общедоступности образования
к уровню развития и подготовки учащихся в условиях общеобразовательной школы
Типы неуспевающих:
-
Педагогически запущенные школьники (бедный фонд знаний, не отвечающий "минимальной норме", но сформированные положительные качества ума, т.е. обучаемость).
-
Учащиеся с пониженной обучаемостью (неблагоприятные воздействия социальных, педагогических, биологических факторов).
Отрицательные качества ума:
-
Поверхностность (противоположно глубине, выделение внешних, единичных признаков, установление случайных связей, низкий уровень обобщения).
-
Инертность ума (склонность к шаблону, к привычным ходам мысли, трудность переключения, "застревание").
-
Неустойчивость (необоснованная смена ориентации под влиянием случайных признаков).
-
Неосознанность мыслительной деятельности.
-
Подражательность ума (стремление копировать уже известные способы решения).
Пути дифференцированного подхода к преодолению неуспеваемости
Создание условий, обеспечивающих возможность усвоения необходимого минимума знаний всеми школьниками:
-
активизация мыслительной деятельности (трех форм восприятия – зрительного, слухового, двигательного);
-
расширение практического опыта учащихся;
-
развитие речи.
Дифференциация в начальной школе:
-
специальные (коррекционные) классы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) - активная помощь детям с трудностями в обучении и адаптации к школе;
-
специальные (коррекционные) классы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) - помощь детям с трудностями в развитии речи;
-
логопункт - структурное подразделение школы, оказывающее помощь ученикам общеобразовательных классов в нарушении речи первичного характера.
Классы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Направления деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк):
-
диагностико-консультативное;
-
коррекционно-развивающее;
-
лечебно-профилактическое;
-
социальное.
Состав ШПМПк
Задачи ШПМПк:
-
выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии;
-
профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
-
выявление резервных возможностей развития;
-
определение коррекционной помощи в рамках имеющихся возможностей;
-
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния и уровень школьной успешности.
Классы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:
-
формируются районной комиссией ПМПСС "Сознание", зачисление только с согласия родителей (законных представителей);
-
наполняемость классов 9-12 человек;
-
обучение продолжается 1-3 года, при положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы; учащиеся могут быть переведены в обычные классы по решению психолого-медико-педагогической комиссии;
-
дополнительные каникулы в феврале 7 календарных дней;
-
работают опытные учителя, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог.
Логопедический пункт - зто одна из форм помощи учащимся:
-
создание благоприятных условий для развития обучающихся;
-
содействие в работе по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
-
содействие в укреплении учебно-методического комплекса;
-
коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
-
своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ;
-
разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, обучающихся.
Ссылка на раздел "Логопедический пункт" (смотри по ссылке) <>>
Из опыта психологического сопровождения учащихся классов ЗПР и ТНР в условиях школы № 95
Цели коррекционной работы с младшими школьниками с ЗПР и ТНР:
-
активизация познавательной деятельности учащихся;
-
повышение уровня их умственного развития;
-
коррекция недостатков эмоционально-личностного развития.
Задачи работы с младшими школьниками с ЗПР и ТНР:
-
коррекция отдельных сторон психической деятельности;
-
развитие основных мыслительных операций;
-
развитие различных видов мышления;
-
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Принципы работы с детьми с ЗПР и ТНР:
-
терпеливость;
-
систематичность занятий;
-
доступность занятий (задания дробные);
-
комплексность в подходе со стороны участников образовательного процесса;
-
комплексность с организацией подачи учебного материала;
-
наглядный раздаточный материал;
-
индивидуальный подход.
Деятельность педагога-психолога по сопровождению младших школьников с ЗПР и ТНР:
-
диагностика;
-
коррекционно-развивающая работа;
-
участие в школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме;
-
просвветительская работа (родительские собрания, участия в педсоветах, консультации).
Результаты коррекционной работы с учащимися 2-4 класса:
-
повышение концентрации, объёма внимания, восприятия (программа "Тренируем внимание" Иванниковой Н.А.);
-
повышение уровня развития познавательной сферы (умение анализировать, сравнивать, концентрация и объем внимания) - программа "Уроки психологического развития" Локаловой Н.П.;
-
повышение интеллектуальных умений (программа "Учимся думать" Агафоновой И.З.);
-
снижение импульсивности, эмоциональности, чрезмерной подвижности (программа "Работа психолога с гиперактивными детьми" Арцишевской И.Л.).